Вы когда-нибудь замечали, что можете действовать совершенно по-другому в зависимости от того, чего от вас ожидают? Точно так же можно определить, как действуют другие. На самом деле это естественное поведение, поскольку ожидания являются мощным инструментом влияния на людей, стимуляции выполнения необходимых действий.
Наше восприятие может влиять на изменение реальности. Это является основной концепцией привлечения беды — психологического явления, которое объясняет влияние ожиданий на нас. Проще говоря, люди, скорее всего, будут вести себя соответственно нашим ожиданиям.
Но это палка в двух концах. Положительная форма явления называется Эффектом Пигмалиона, а негативная — Эффектом Голема.
Происхождение эффекта Пигмалиона
Первый эксперимент был проведен Розенталем в 1966 году. Он изучал, как ожидания учителей влияют на достижения учеников и позже был назван «Пигмалион в классе».
Почему Пигмалион? Греческая мифология рассказывает нам о скульпторе, который создал прекрасную статую из слоновой кости, а затем влюбился в нее так отчаянно, что богиня Афродита сжалилась над ним и превратила статую в живую женщину.
Розенталь решил использовать миф в качестве аналогии с собственным исследованием: если мы очень хотим чтобы что-то случилось, оно, в конце концов, произойдет.
Дальнейшие испытания проводились в других областях для изучения вопроса о том, эффективно ли применяется явление к людям с различным уровнем подготовки.
В этой статье мы сконцентрируемся на тестах, проведенных в израильской армии. Они обеспечивают наиболее комплексную и полную информацию.
Эксперимент боевой подготовки
Это был первый тест, который провели чтобы выяснить, влияют ли ожидания на продуктивность и если да, то как именно. Было отобрано 105 мужчин и 4 руководителя. Участники были разделены на группы, каждая из которых состояла из солдат с различным потенциалом: высоким, средним и низким. На самом деле, все участники были примерно одного уровня. Руководители групп были подвержены влиянию так называемых восприятий предубеждений.
В процессе выяснилось, что различные группы под командованием различных руководителей показали разные результаты. Участники высокого, среднего и низкого уровня показали лучшие, средние и низкие результаты продуктивности соответственно. Но это было не главным сюрпризом эксперимента.
Эффект Пигмалиона на руководителей, а не подчиненных, оказался гораздо более интересным. Лидеры, которые продемонстрировали, по их мнению, качественное управление обучаемых способствовали более высокой продуктивности. В этом случае Пигмалион – явление руководства.
Участники в пределах группы сообщили, что на них руководители влияли по-разному. Те, от которых ожидались лучшие результаты, на самом деле показали худшие. Так стало ясно, что руководители могут одновременно являться и хорошими и плохими лидерами – это просто зависит от того, на кого они влияют.
Разница между эффектами Пигмалиона и Голема
Если человек действует лучше, потому что он ожидает этого от себя, то эффект Голема. Если же человека мотивирует руководитель – это эффект Пигмалиона.
Эксперимент с лидерами
В эксперименте участвовали группы, состоящие из участников с различным потенциалом. Они и дифференцировали руководителей в группе. Целью эксперимента было исследование влияния эффекта Пигмалиона на руководителей.
Лидеры групп были вызваны к военному психологу перед тем, как знакомиться с участниками. Цель – поднять ожидания перед своими командами. Некоторые из руководителей рассказали о высоком потенциале каждого участника в своей группе, а в других не увидели такого качества.
Лидеры были разделены на 2 группы: с определенными ожиданиями по отношению к солдатам и без них. Результаты эксперимента показали, что бывшие лидеры и их команды показали гораздо лучшие результаты.
Из этого можно сделать важный вывод: эффект Пигмалиона не индивидуален и лучшие результаты достигаются не за счет других. Это коллективное явление, но с условием, что лидер ожидает примерно одинаковых результатов от каждого члена команды.
Выводы
Теперь, когда мы знаем результаты этих тестов, становится ясно, что любая организация должна быть заинтересована в развитии лидерского стиля Пигмалион.
Менеджеры будут отвечать за сотрудников, которых сами и мотивируют. Высокие ожидания приводят к управлению качеством, что, в свою очередь, ведет к более высокой продуктивности.
Хотите научится мастерству влияния? Читайте следующую статью.