Вы используете раз за разом одни и те же приёмы в своей работе? Вас это устраивает потому, что эти приёмы уже хорошо себя зарекомендовали?
Ответьте на один вопрос: вы хотите достичь большего? А как вы это сделаете, если старые фишки дают только тот уровень, который у вас уже есть сейчас?
Хотите больше – придумайте что-то новое.
Хотите что-то новое – используйте метод контрольных вопросов.
Что это?
Метод контрольных вопросов (далее — МКВ) – это когда в поиске решения проблемы вы задаете себе вопросы, отвечая на которые находите решение. Работая таким образом, вы задумываетесь, нет ли у задачи уже известного решения или обдумываете другие способы. Это повышает эффективность решения проблем.
МКВ можно применять в форме монолога, спрашивая себя или в диалоге с коллегами.
Те, кто исследовал метод, разработали много списков вопросов, ответами на которые можно направить ход мысли в нужное русло. Один из наиболее удачных списков создал Тим Эйлоарт. Но вы можете составить свой список контрольных вопросов, который будет применим конкретно к вашему бизнесу.
Как создать список контрольных вопросов?
1. Составьте список типичных ошибок
Пусть ваши сотрудники напишут типичные ошибки и неправильные действия, которые случаются конкретно в их работе. Пусть также запишут приёмы, которые им помогают в работе и признаки, по которым можно отличить качественно выполненную работу от некачественной.
Объедините эту информацию в один список.
2. Отставьте список в сторону на день-два
Просмотрите его через несколько дней свежим взглядом. Возможно, что-то ускользнуло от вашего внимания.
Если в списке есть разовые проблемы, или проблемы, которые повторяет только один человек – вычеркните их из списка.
Составьте окончательный вариант списка.
3. Сформулируйте из пунктов списка вопросы
Например, если типичная ошибка копирайтера – использование канцеляризмов (слово или оборот речи, характерное для стиля деловых бумаг и документов), то контрольный вопрос может звучать так:
Есть ли в тексте канцеляризмы? Если да – уместно ли это?
Не путайте МКВ с чек-листом. Формулируйте вопросы таким образом, чтобы не просто ответить на них “да” или “нет”, а чтобы задуматься почему так, а не иначе и что будет если немного изменить подход.
Оформите списки вопросов в виде карточек и раздайте их персоналу.
Достоинства метода контрольных вопросов
- Вы можете использовать его в любой сфере – от кулинарии до дизайна.
- Вы не тратите время на «изобретение колеса».
- Благодаря МКВ работа над проблемой идёт целенаправленно и системно.
- Не требует сторонней помощи – ваши сотрудники самостоятельно могут разработать список и пользоваться им.
Недостаток метода контрольных вопросов
МКВ занимает много времени, поэтому не подходит для ситуаций, когда решение нужно здесь и сейчас. В условиях нехватки времени можно ограничиться частью списка или прибегнуть к методу SCAMPER.
Создав для себя и своего персонала списки контрольных вопросов, вы избавитесь от многих типичных для вашей работы ошибок и получите ряд идей.