По статистике 31% сотрудников уходят с места работы, проработав не больше полугода. По этой же статистике, среднестатистический сотрудник как раз около полугода в компании только начинает приносить прибыль — до этого компания, грубо говоря, инвестирует в него время и деньги. То есть, когда он уходит — вы попросту теряете свои деньги. Это как вложиться в торговый комплекс, а перед открытием он взял, развернулся и ушел.
На первый взгляд ничего страшного в этом нет — современный рынок труда кишит кадрами и нанять нового человека не составит проблем. Однако нанять нового человека и научить “работать под себя” часто гораздо сложнее и затратнее, чем оставить старого сотрудника. Так что будь-то нарушение дисциплины, снижение продуктивности или заявление об уходе — не спешите отпускать сотрудника так просто.
Шаг 1
Понять почему уходят сотрудники?
Большинство сотрудников уходит по причине неудовлетворения заработной платой или условиями работы в принципе. Около 20% уходят из-за конфликтов с коллективом или начальством, и 12-15% по другим причинам: переезд, рождение ребенка и т.д. Огромное количество сотрудников увольняют не по своей воле. В таком случае влияет в первую очередь снижение показателей KPI или нарушение дисциплины. Хотя часто причинами такого поведения становятся те же факторы, что и при увольнении сотрудника по своему желанию.
Шаг 2
Что делать, когда увольняется сотрудник?
Во-первых, желательно узнать об этом заранее. Программа Yaware.Timetracker фиксирует посещаемые сотрудником сайты, и позволит увидеть, если сотрудник проявляет чрезмерный интерес к сайтам поиска работы.
Кроме того, определяющими факторами будут изменения в поведении: потеря интереса в работе, халатность к обязанностям, опоздания.
Если вы прозевали эти моменты и заявление об уходе уже лежит у вас на столе — не спешите его подписывать! Вот приблизительный алгоритм ваших действий:
- узнайте причину ухода;
- если причина материальна — узнайте, какие у сотрудника требования;
- сравните расходы на удержание этого сотрудника с расходами на обучение нового;
- если первый пункт существенно уступает второму — обговорите с сотрудником новые условия работы и придите к общему соглашению.
Шаг 3
Что делать, если сотрудника пора уволить?
В ситуации, когда программа Yaware.Timetracker выявляет снижение продуктивности (или вы замечаете это сами), первый логичный вывод — уволить плохого сотрудника. Однако, никто не гарантирует вам того, что новый сотрудник будет работать лучше. Тем более, если человек, которого вы собираетесь уволить, ранее приносил вам прибыль. Для начала сделайте вот что:
- вызовите его на разговор тет-а-тет;
- предъявите доказательства снижения его продуктивности (слова “я заметил” и “мне кажется” здесь не подойдут; лучше показать данные личной статистики или позиции в рейтинге);
- подчеркните на ценности сотрудника и нежелании его терять;
- дайте несколько недель на исправление ситуации.
И только в случае игнорирования ваших требований можете составлять указ на увольнение.
Шаг 4
Психология увольнения сотрудников
Увольнение процесс неприятный независимо от того, уходит по собственному желанию или руководителя. Иногда, его могут держать в компании из-за сложных жизненных обстоятельств, жалости и любая из этих причин приводит к негативным последствиям. Поэтому, рекомендуем провести увольнение сотрудника придерживаясь простых рекомендаций.
- Позитив-негатив-позитив
Базовый принцип в психологии, который смягчает новость об увольнении. Сначала оцените сильные стороны человека, расскажите о том, как вам приятно было с ним сотрудничать. Потом перейдите к вопросу увольнения и закончите на позитивной ноте.
- Причина увольнения
Часть негатива старайтесь доносить мягко. Не акцентируйте внимание на недостатках, оперируйте фактами — говорите о тех моментах, с которыми сотрудник не справился. Ваша речь должна быть сконцентрирована на том, что он хороший человек, но с некоторыми функциями ему не удалось справиться.
- Мнение сотрудника
Обязательно дайте ему выговориться и вместо того, чтобы вступать в полемику, внимательно слушайте — его монолог может открыть вам глаза на многие вещи в компании.
- Поддержка
Заканчивайте разговор на позитивной ноте. Посоветуйте курсы или обучение для повышения уровня квалификации, напишите рекомендательное письмо и еще раз поблагодарите за сотрудничество.
Правильно уволить сотрудника так же важно, как принять на работу
Увольнять или нет — задайте себе этот вопрос прежде, чем принять окончательное решение. Процесс увольнение не только неприятный, он также приведет к дополнительным расходам компании. Но для роста и процветания компании каждый человек должен занимать свой пост. Это стоит понимать и руководству, и подчиненным. Если решить проблеме не удалось личными разговорами, переведением на другую должность или отдыхом — увольняйте сотрудника так, чтобы он сохранил лояльное отношение к компании, закрывая ваши двери.