Быть руководителем непросто. Он, как капитан корабля, выбирает путь для компании, прокладывает маршрут и подбирает команду для путешествия. Профессионализм руководителя больше проявляется не тогда, когда все хорошо, а во время шторма — удачного периода для ошибок и проверки на прочность.
Реальность может быть неприятной и трудной. Эмоции, межличностные отношения и офисная политика сеют хаос. Люди часто сталкиваются с идеями и допускают ошибки, которые вредят компании.
Вот 7 ошибок руководителя, использование которых заканчивается неприятными последствиями.
Ошибка 1 — вы слишком много работаете
Многие люди прибегают к подходу «как можно больше», стремясь первыми достичь всего. Идея в том, что долгие часы работы продемонстрируют истинную самоотверженность и покажут модель трудолюбивого поведения.
Но угадайте что? Лидер, работающий до изнеможения, выглядит неорганизованным (или неэффективным). Это плохо влияет на команду. Кроме того повышается риск «выгорания» на работе. Не позволяйте такой работе на износ превращаться в привычку. Когда вы встанете на ноги, вернитесь к обычному графику работы.
Включайте сотрудников в дела и показывайте команде хороший пример баланса между работой и личной жизнью. Люди чувствуют себя более уверенно, когда заняты, вместо простого наблюдения за боссом.
Ошибка 2 — вы не делегируете полномочия
Постоянные переработки, о которых шла речь в первом пункте, могут свидетельствовать о неумение делегировать полномочия. Подробнее об этом читайте в книге Брайана Трейси. Проблема многих руководителей в убеждение, что лучше их — никто не сделает. Хотя слово «руководитель» однокоренное с «руководить» — организовать процесс и работу сотруднику, помогать и контролировать. Если вы затягиваете с делегированием полномочий, то рискуете вырастить команду, которая не будет работать без вас, без их няньки. Такая ошибка также приведет к тому, что вам придется все делать самостоятельно, это может не только повлиять на ваш авторитет, как руководителя, но и спровоцировать ошибку 1. Не лучше прервать этот замкнутый круг?
Ошибка 3 — вы не умеете говорить «я не знаю»
Люди часто чувствуют себя некомфортно, когда чего-то не знают. Они боятся, что потеряют авторитет. Даже самые опытные руководители могут столкнуться с вопросом, на который у них нет ответа. И чем выше положение руководителя, тем более он отстранен от повседневных задач. И тем больше вероятность, что ему зададут вопрос, на который он не знает ответа.
Признание, что вы не знаете чего-то, дает пространство для более широкого мышления, демонстрирует уверенность и готовность учиться, открывает возможности для сотрудничества и инакомыслия. Не стыдно признаться в незнание, а стыдно делать вид, что все хорошо и не пытаться получить эти знания. К руководителю сотрудники постоянно бегают с вопросами и путь менеджера это постоянное развитие. Если вы чего-то не знаете это дополнительный стимул учиться.
Скажите «Я не знаю» и спросите подчиненных: «А что вы думаете?» или «Что бы вы порекомендовали?». Это дополнительная возможность построить доверительные рабочие отношения.
Ошибка 4 — вы не идете в ногу со временем
Исходя из ошибки 3, вы уже знаете что нужно постоянно учиться, новшества придумывают каждый день. Современные знания позволят прокачать команду, с которой можно и конкурентов обгонять. Или они вас, если вы будете держаться за старые способы и на все вопросы отвечать «мы всегда так делали».
Сюда же относится нежелание автоматизировать бизнес-процессы. Есть масса сервисов и программ, которые облегчают работу, выполняют рутинные задачи: ведут табель учета рабочего времени, напоминают про задачи и помогают управлять временем. Отдав несколько процессов на автоматизацию, вы освобождаете время сотрудников для выполнения стратегических вопросов.
Ошибка 5 — вы скрываете свои чувства
Идеальный менеджер – стоический и собранный. Это стереотип. Чтобы стать лидером, нужно уметь проявлять некоторые эмоции. Работа часто сопровождается такими эмоциями как страх, беспокойство, возбуждение или радость. По поводу сомнений советуйтесь с опытными сотрудниками или новичками, они взглянут с новой стороны на вещи, которые вы можете не замечать. Персонал будет знать, что их руководителю не чужды человеческие чувства.
Люди доверяют лидерам, которых считают искренними. Они не хотят, чтобы ими командовал робот. Поэтому, не стыдитесь показывать, что неудачи вас огорчают и радуйтесь вместе со всеми успехам. Будьте доступны, говорите с командой. Ваша цель – стать лидером. Иногда лучшее, что можно сделать, это игнорировать устаревший совет. Поэтому, если он не работает для вас и команды, не бойтесь вводить новации и использовать другие подходы.
Ошибка 6 — вы не умеете планировать время
«Симптомы» проблем с тайм-менеджментом легко определить. Вы постоянно опаздываете, не успеваете на встречи, остаетесь после окончания рабочего дня. Ваша пунктуальность либо спит, либо ее нет с рождения и это умение нужно развивать.
Научитесь планировать свое время: используйте органайзеры, напоминания, программу учета рабочего времени, лист бумаги и ручку, – в противном случае эта ошибка приведет к последствиям:
- потеряете выгодные контракты;
- покажете плохой пример персоналу;
- снизится доверие партнеров к вам и вашей работе.
Ошибка 7 — у вас мягкий характер
Во фразе «казнить нельзя помиловать», как и в работе руководителя, нужно уметь правильно расставить акценты. Если вы не сможете наказать персонал за плохую работу, то сотрудники расслабятся и будут думать, что им все сойдет с рук. Но такая твердость характера должна быть обоснована. Ведь, персонал не будет терпеть несправедливые штрафы и санкции. Держите баланс.
Чрезмерная мягкость руководителя мешает ему достигать результатов, требовать выполненную работу. Позже это приведет к потере клиентов и прибыли, потому, что не хватит внутренней силы «дожать» и закрыть выгодную сделку.
Работа над ошибками руководителя
Нашли у себя хотя бы одну ошибку? Задумайтесь о том, как ее можно устранить. Иногда достаточно нанять помощника или искренне поговорить с сотрудниками. В других случаях придется поучиться и развить в себе качества руководителя, если вы заинтересованы сохранить эту должность. Ошибки допускает каждый, но не каждый вынесет урок и сделает все, чтобы это не повторилось. Вам это под силу. Удачи!